Критика о романе "Герой нашего времени": статьи и оценка критиков

 

Художник Иткин А. З. Герой нашего времени
(Иллюстрация художника Иткина Анатолия Зиновьевича)

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" вначале издавался исключительно повестями, сразу после окончания написания. Поэтому изначально каких-либо развернутых отзывов и статей критиков насчет Лермонтова не выпускалось. Но после выхода первой редакции романа сразу возник резонанс, причем как среди критиков, так и среди литературоведов.

Содержание:

В. Г. Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский

Критика В.Г. Белинского на роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" больше походила на хвалебную оду. Все в этом произведении рассматривалось критиком как прекрасное и возвышенное от красочного и правдивого описания мыслей и чувств, до реалистичных картин пейзажей. Он настолько проникается к роману Лермонтова, что даже его описание природы Кавказа и всей военной обстановки противопоставляется признанным работам Марлинского. В.Г. Белинский упоминает о том, что повести Лермонтова могут служить учебными для населения, благодаря своей точности описания.

По его словам "эта старая книга всегда будет нова..."

Подробнее: Статья Белинского о романе "Герой нашего времени"

Н.А. Добролюбов

Николай Алек­санд­ро­вич Добролюбов

Что касается Добролюбова, то он прежде всего воспринимал Лермонтова как поэта. И несмотря на то, что именно Пушкин был образцом для подражания Михаила Юрьевича, с точки зрения критика он значительно превосходил в поэтике даже Александра Сергеевича. Добролюбов, как и его соратники демократы, восторгался умением Лермонтова отразить в романе реалии времени без "слащавых пиететов".

Критик хвалебно отзывается о произведении и ставит Печорина в противовес его прототипу Онегину из Пушкинского "Евгения Онегина". Но с точки зрения Добролюбова Лермонтову удалось более грамотно и положительно составить образ Печорина как молодого аристократичного человека с большими силами, но вез занятия всей его жизни.

Подробнее: Статья Н.А. Добролюбова о романе "Герой нашего времени": критика и оценка

Ю.И. Айхенвальд

Ю.И. Айхенвальд

Для Айхенвальда роман открылся с глубоко художественной ценностью. Но в то же время критик отметил, что сам образ Печорина не слишком удался, а автобиографичность Лермонтова в нем уж слишком сильно прослеживается. С другой же стороны Айхенвальд оценил в положительном ключе саму ситуацию в которой очутился Печорин и как автору удалось удачно отразить его со всех сторон сквозь призму мнений иных героев. Критик пишет о том, что "Герой нашего времени" не смог бы стать полноценным романом без красочных описаний пейзажей и чувственных характеристик настроения и поступков героев. 

С.А. Бурачок

С.А. Бурачок был одним из редакторов журнала "Маяк" и выход его разгромной критической статьи о романе "Герой нашего времени" вызвал огромный резонанс своими едкими и нелицеприятными высказываниями. В своем видении он отзывался о всех кто принял и оценил роман, как о людях "в которых силы духовные заглушены". Была в этом и доля собственной нетерпимости Бурачка к Лермонтову, так как на протяжении всей разгромной статьи он всячески проводил параллели между Печориным и иными действующими лицами. Редактор твердо утверждал что это другие главные герои - это проявления Печорина как перевоплотившегося образа, а с ним и самого Лермонтова. 

Естественно на такой отзыв Лермонтов не смог промолчать и в черновом предисловии ко второму изданию романа написал строки, бесспорно посвященные С.А. Бурачку и его статье. В них писалось о том, что услышав подобную критику у поэта остался неприятный осадок, но "не более, чем если встретить пьяницу ночью  на улице".

Общая оценка в русской критике

Данный роман является первым произведением М.Ю. Лермонтова как прозаика, а не как поэта, и поэтому вся критика воспринималась им особенно близко. Также немаловажную роль в обзорах критиков сыграла большая доля автобиографичности автора в главном герое Печорине. И некоторые из критиков и литературоведов нелестно отзывавшихся о поэте, также отзывались и о его романе. 

Но никакие разгромные критические обзоры и строгие оценки литературоведов не смогли помешать роману так органично вписаться в историю российской литературы, и остаться там бесценным экспонатом.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.